Многие бизнес-тренеры, маркетологи, спикеры на крупных мероприятиях советуют начинать любое дело с бизнес плана. Что это за зверь такой, нужен ли он — давайте разбираться.

В России бытует некий стереотип, что бизнес-план – это простая формальность, которую требуют либо кредитные организации (хотя надо поискать кредитную организацию, пожелавшую кредитовать стартап), либо инвесторы. Бизнес-планы готовят, заказывают за огромные деньги и, зачастую, сам собственник его не читает и не изучает. Знакомая ситуация?

Да и многие начинающие предприниматели либо пренебрегают каким-либо планированием (по принципу «сейчас начнем, а там как попрёт»), либо подходят ко всему с полнейшей формальностью и «пофигизмом». Хотя бизнес-план нужен, в первую очередь, самому предпринимателю. И это самое главное. Составив бизнес-план, вы сами себе сможете ответить на вопросы:

  • Зачем вам это нужно?
  • Нужен ли рынку (людям) ваш товар, услуга?
  • Сколько потенциальных клиентов на мой товар/услугу существует?
  • Как я буду их привлекать?
  • Сколько нужно вложить денег на начальном этапе и сколько — в последующем?
  • Ждать ли прибыль, когда и сколько % / рублей (долларов, евро и т.д.) она будет?

Сразу скажем, это не пошаговая инструкция по составлению бизнес-планов. Но из этого материала, как нам кажется, вы сможете почерпнуть не меньше, чем из других источников.

Что должно быть в бизнес-плане?

Чаще всего в бизнес-план советуют включать следующие разделы:

  • Резюме
  • Описание предприятия.
  • Характеристика продукции (услуги)
  • План маркетинга
  • План производства
  • Финансовый план и прогнозирование рисков
  • Выводы

Ваш бизнес-план может быть большим и объемным, на сотни страниц, либо совсем маленьким — буквально на 2-3 листа. Может включать анализ рынка в мире, в стране, в городе, на соседней улице, а может ничего этого не включать. Но он точно должен быть понятен именно предпринимателю, давать представление о перспективах (хотя бы краткосрочных, на пару-тройку месяцев). Это может быть даже файл в экселе со всеми расчетами.

Но давайте отбросим все формальности и посмотрим, что именно вы должны для себя отразить в своем бизнес-плане? Это будет вашей отправной точкой в формировании бизнес-плана для инвестора (если вы планируете привлекать инвестиции, конечно).

1. Чем будете заниматься?

Обычно первым пунктом идет резюме проекта. А какое резюме на старте, когда еще столько неизвестного? Но важнее не слова, описывающие проект, а суть вашего проекта, продукта, услуги. Чем вы будете заниматься? Что производить и продавать? Какую потребность покупателя вы будете удовлетворять?

2. Что вам нужно для старта?

Помещение, оборудование, сырье, товарные запасы, упаковочные материалы, кассовые аппараты, онлайн-кассы, соответствующий софт (1С, Windows и т.д.), сотрудники (сколько, каких специальностей) и т.д. И этот список можно оценить в рублях (ну или в долларах, евро, гривнах, тенге и т.д.).

Даже просто записав этот перечень необходимого, вы можете посмотреть, сколько стоит квадратный метр арендуемой площади, сколько будет стоить то или иное оборудование, сколько надо платить сотрудникам. Этот перечень вы разделите на то, что нужно на старте (например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, аренда 10 квадратных метров, торговое оборудование, касса, стул) и то, что можно отложить на потом.

К слову, уже на этом этапе нужно продумать и записать (пусть и кратко) что будут делать сотрудники, какие обязанности исполнять и за что отвечать.

3. В чем ваша уникальность и особенность?

По сути, это уже одновременно и ваше уникальное торговое предложение и миссия вашей компании в одном флаконе. У вас может быть быстрая доставка, повышенная гарантия, лучший сервис и многое другое. Подумайте, как вы привлечете внимание покупателя и отодвинете себя от конкурентов? Может вы делаете лучшие в мире сайты? Или у вас бесплатная установка кондиционеров?

4. Как продавать и клиентов привлекать?

Обычно этот вопрос либо обходят стороной, либо принцип «начнем, а там посмотрим» главенствует. И это не совсем правильно. Вернее совсем не правильно.

Уже на старте вы должны понимать, как ваши покупатели узнают о вас. Это могут быть площадки объявлений (Авито, Юла и т.д.), социальные сети, поисковые системы, промоутеры вблизи вашей торговой точки, баннеры вдоль дорог, реклама на радио и ТВ. И еще много каких вариантов.

Если ваш потенциальный клиент находится на Авито, то можно просчитать стоимость размещения объявлений, их поднятия в системе. Возможно вы заведете магазин на Авито с ежемесячной абонентской платой.

Если вы хотите привлекать покупателей из социальных сетей, то понадобиться бюджет на контент, на фотографа, на таргетированную рекламу. Клиенты планируются из поиска? Это расходы на хостинг, создание и поддержание сайта, его пиар и продвижение, на контекстную рекламу.

И зачем оно все это надо?

Скажем честно: все это нужно для вас. Для вас чтобы:

  • понять, что нужно на старте;
  • сколько придется вложить денег в разрезе по месяцам;
  • понять чего вам не хватает, но это есть у других (например, яркая вывеска, красивая упаковка и т.д.);
  • понять, когда вы сами получите отдачу от вашего начинания (отдачу в деньгах, разумеется).

Поверьте, инвестору не важна стопка бумаг с обилием фантазий. Инвестору нужен результат. Покажите результат — будут инвестиции. Почему в России столь быстро развиваются сервисы проката электросамокатов? Они зашли на новую нишу и показали результаты в тех городах, где стартовали. И уже имея опробованный и налаженный процесс, владельцы крупных сервисов вроде Woosh стали привлекать инвестиции. Они показали рентабельность своей идеи в деле, локально. И это подействовало намного больше, чем бизнес-планы на сотни листов на непонятно какой новый стартап. Но и у сервисов по прокату электросамокатов были свои небольшие бизнес-планы. Внутренние. В excell.