Пожалуй, сложно найти человека, который не слышал бы знаменитую арию «Summertime» из оперы «Порги и Бесс». И как-то сама собой возникает в памяти эта мелодия и имя ее автора – Джордж Гершвин.

Наверняка эту мелодию слышали все, даже не зная её названия. И перед нашим рассказом давайте вспомним звучание этой арии в исполнении Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald).

И да, «Summertime» написал американский композитор и пианист Джордж Гершвин, сын эмигрантов из Российской Империи. Итак, с чего же все начиналось.

Джордж Гершвин: история великого композитора

Мало кто знает, что большая часть музыки Джорджа Гершвина была бы невозможна без его старшего брата – либреттиста Айры Гершвина? Вообще, когда мы слышим о Гершвине, нужно иметь в виду двоих людей: Айру  и Джорджа.

Айра и Джордж Гершвины (настоящие имена Израэл и Яков Гершовиц) – родились в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из Российской империи в самом конце XIX века.  Если их родители до конца так и не смогли выучить английский язык, то братья Гершвины стали даже большими американцами, чем сами американцы, и захватили музыкальный олимп.

Считается, что Джордж Гершвин самостоятельно освоил фортепиано. Однако это не совсем так. Он часто захаживал в гости к своему приятелю, у которого было механическое пианино, и повторял движения клавши на нем.  Когда дома на инструменте Айры он воспроизводил запомненную таким образом музыку, все удивлялись, как это мальчик, проводящий дни напролет на улице, сумел научиться так здорово играть. И Джорджу наняли частного учителя музыки.

Джордж Гершвин получил всемирную известность после «Рапсодии в стиле блюз» (или «Рапсодии в блюзовых тонах», или  «Голубая рапсодия»; оригинальное название «Rhapsody in Blue»). Это произведение стало визитной карточкой Дж. Гершвина и объединило два музыкальных направления: джаз и классическую музыку. Да и сам Джордж Гершвин «носил две шляпы»:  с одной стороны, он был классическим композитором, а с другой – писал легкую популярную музыку.

Джордж Гершвин всегда хотел учиться у известных музыкантов. Ходит легенда о его разговоре с Игорем Стравинским:

— Мистер Стравинский, я бы хотел у вас учиться.

— Скажите, мистер Гершвин, сколько вы заработали на ваших песнях за прошедший год?

— Наверное, тысяч сто пятьдесят долларов.

— Тогда это мне надо учиться у вас.

С 1924 года Джордж начинает сотрудничать со своим братом Айрой, который пишет все тексты для произведений Джорджа.  Это сотрудничество продлилось вплоть до самой смерти Джорджа в 1937 году и стало самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Они создали более десяти популярных бродвейских постановок, а также музыку и тексты для четырех фильмов.  Первым хитом стал мюзикл «Lady, Be Good!». В круг наиболее известных х работ следует включить оперу «Порги и Бесс», песни «The Man I Love», «Fascinating Rhythm», «Someone to Watch Over Me», «I Got Rhythm» и «They Can’t Take That Away from Me».

Айра Гершвин стал известен в театральных кругах с 1921 года, когда состоялась постановка пьесы «Две девочки в синем» композитора Винсента Юманза, для которой Айра написал текст.  Специального образования Айра Гершвин не имел. Но это не помешало ему стать первым американским поэтом, благодаря которому привычная  большинству бытовая американская речь с ее особенностями произношения начала звучать со сцены, вытесняя традиционный британский английский язык. Айра получил признание как поэт, в частности, он был удостоен Пулитцеровской премии в 1932 году, а в 2004 году четыре его песни вошли в  список 100 лучших песен из американских фильмов за 100 лет, составленный Американским институтом киноискусства; по количеству песен в этом списке он уступил только мегаизвестному Оскару Хаммерстайну.

Братья Гершвины хотя и составляли слаженный творческий союз, обладали совершенно разными характерами. Если Джордж был сильной, харизматичной личностью, любимцем женщин, то Айра был семьянином, спокойным и сдержанным.

Известны автопортреты Айры и Джорджа (да-да, они еще и неплохо рисовали), которые отражают их личности. Если автопортрет Джорджа  называется «Автопортрет в свитере»  и изображает красивого, уверенного в себе человека, то автопортрет Айры носит название «Мое ужасное тело» и представляет нам  скромного мужчину в домашних туфлях и белье.

В конце карьеры Айры Гершвина Госдепартамент США принял решение отправить «Порги и Бесс» на гастроли по Европе. Вместе с коллективом поехал и Айра. В 1956 году постановка оперы  состоялась в РСФСР.  Можно сказать, что Айра Гершвин приехал на родину с шедевром своего брата.

Надеемся, статья вам понравилась. Поделитесь ею с друзьями: они узнают что-то новое, а нам будет приятно. Читайте также нашу подборку интересных фактов о музыке.