Бизнес по франшизе популярен во всем мине. Россия и страны СНГ — не исключение. Какие есть плюсы и минусы, преимущества и недостатки в покупке и работе по франшизе — об этом читайте далее.

По статистике, в России франчайзинг продолжает набирать обороты. Началось все с кризисного 2014 года. Почему именно в кризис? Эксперты полагают, что покупка уже готовой бизес-модели помогает снизить риски и дает ощущение некой стабильности.

По данным Forbes, в 2018 году в России насчитывалось 1 450 брендов франшиз и более 50 000 франчайзи. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) заявляет, что стабильный рост франшиз в год составляет 15 %, что, согласитесь, весьма неплохо. А объем российского франчайзингового рынка оценивался примерно в 5 000 000 000 $.

Плюсы в работе франшизы

Во-первых, наличие бизнес-плана на несколько лет вперед. У начинающих бизнесменов с этим сплошные проблемы: что делать, как делать, какие наценки устанавливать, какие результаты ожидать, когда все это окупится и т.д.

Во-вторых, четкое представление о расходах. При покупке франшизы сразу известны стартовые расходы: поушальный взнос, формирование товарной матрицы и т.д. При самостоятельном старте запланировать часть расходов, как минимум на маркетинг, не получится и эта часть может быть весьма оказаться весьма существенной. Не забывайте, что владелец франшизы всерьез заинтересована тем, чтобы дела у партнеров шли хорошо. Поэтому она готова оказать любую помощь, касающуюся ведения и развития бизнеса, в том числе – поделиться с предпринимателем секретами своего успеха

В-третьих, появляется возможность работать под известным брендом. И это неоспоримый плюс. Покупатели знают бренд, имеют к нему определенный кредит доверия и пойдут за покупками с большей вероятностью именно в известную им компанию.

В-четвертых, не надо искать поставщиков и налаживать с ними доверительные и партнерские отношения. Франчайзер бесплатно предоставляет список тех, с кем работает.

В-пятых, не нужно обдумывать обустройство и внутреннее убранство помещений, подбирать оборудование. Обычно эти правила уже прописаны франчайзером в условиях договора.

В-шестых, относительно небольшие затраты на рекламных кампаний. Как минимум, не потребуется нанимать дизайнера, а различные дизайн-макеты или вывески будут приходить от владельца франшизы. А также продвижение бренда в регионе (или в регионах) ложиться на плечи франчайзера.

В-седьмых, низкий уровень внутренней конкуренции. Часто франчайзер старается сделать так, чтобы на какой-то одной территории работал только один его партнер, снижая конкуренцию внутри бренда.

В-восьмых, нет необходимости в проведении маркетинговых исследований. Обычно этим занимается владелец франшизы и всю необходимую информацию может предоставить.

В редких случаях, франчайзер может выступить поручителем в банке, если покупателю франшизы для старта нужен кредит. Так что и это можно считать своеобразным плюсом.

Если как-то охарактеризовать эти плюсы несколькими словами, то франшиза — это быстрый старт и достаточно быстрое достижение результатов.

Основные минусы бизнеса по франшизе

Конечно, не обходится во франшизе и без минусов. К их числу можно отнести следующее.

Во-первых, на старте нужны деньги. И порой достаточно много. Это и покупка самой франшизы, и обустройство торговых точек по стандартам франчайзи, и покупка товаров по утвержденной товарной матрице. То есть стартовать без вложений тут не получится.

Во-вторых, достаточно жесткий регламент сотрудничества. Обычно после заключения договора концессии франчайзи обязан полностью соблюдать правила, которые в нем прописаны. Вне зависимости от того, окупается ли бизнес или нет.

В-третьих, список поставщиков может быть прислан сверху и франчайзи обязан покупать товары только у них. Отчасти это, конечно, и плюс — не надо на старте искать каналы поставки товаров. Но вот если вас не устраивает качество или цена, то ничего с этим не сделать.

В-четвертых, возможный запрет на продажу других товаров и оказание других услуг, кроме тех, что утвердил владелец франшизы.

В-пятых, если на выбранной вами территории уже работает один покупатель франшизы, то вам, скорее всего, придется выбирать другое место либо франшизу вам не продадут.

В-шестых, в договоре может быть пункт о расторжении в одностороннем порядке со стороны владельца франшизы. Например, при ухудшении каких-либо показателей, падении качества обслуживания.

В-седьмых, компания-владелец франшизы может быть ликвидирована и сами права на бренд перейдут, например, кредиторам. Либо же у франчайзи сменится руководство.

Ликвидация компании-организатора или смена руководства. От этого не застрахован никто. Особенно часто подобное случается в кризисные времена.

Вот такие они, плюсы и минусы франшизы. Что выбрать: открыть свой бизнес с нуля или купить франшизу — решать только вам.