БАМ или Байкало-Амурская магистраль — грандиозный проект прошлого века. А много ли вы знаете об этой магистрали? Мы собрали подборку интересных фактов о БАМ, о которых вы наверняка не знали.

Начнем с небольшого и очень любопытного наблюдения: в словосочетании «Байкало-Амурская магистраль» слово «магистраль» — женского рода, но сама аббревиатура БАМ чаще всего употребляется в мужском.

БАМ считается проектом советской эпохи, но впервые проект постройки сибирской железной дороги обсуждался еще в 1888 году. Но тогда на него не нашлось ни средств, ни людей, ни техники. Затем же вопрос был поднят после Русско-японской войны 1905 года. Но бюджет империи не мог себе этого позволить, а инвесторов не было.

В СССР идеи строительства железной дороги появились в 1922 году, первый перспективный план строительства приняли в 1924 году, а с 1926 года составляли топографические карты будущей магистрали.

Тем не менее строительство БАМ фактически началось в 1932 году. С самого начала БАМ считался стройкой оборонного значения, и первоначально его сооружение было поручено Наркомату путей сообщения. Нехватку трудовых ресурсов решали с помощью добровольцев (их было примерно 1/10 часть от необходимого числа рабочих), армией и привлечением заключенных.

Протяженность БАМа — 4 324 км. Байкало-Амурская Магистраль идет параллельно Транссибирской железнодорожной магистрали и расположена на 610 — 770 км севернее. Но все же ошибочно предполагать, что БАМ строили только заключенные. К строительству БАМ привлекали и железнодорожные войска, армия построила чуть ли не половину всей магистрали, а сейчас идет ее расширение. Да, да, БАМ улучшается, строится, расширяется до сих пор.

БАМ пересекает семь горных хребтов и более трех тысяч водных преград, включая 11 крупных и множество небольших рек. Всего же на БАМ насчитывается 2230 мостов. А вот самый известный — это «Чертов мост».

Так называют виадук через долину реки Итыкыт, расположенный на двухярусных опорах. Он описывает очень крутой поворот в окружении живописных сопок. Место живописное и крайне нелюбимое у машинистов. Кстати, ничего подобного в России нигде больше нет (читайте еще больше интересных фактов о России).

Есть на БАМ еще один уникальный участок — это Северо-Муйский тоннель. Он считается одним из самых сложных участков дороги и имеет длину в 15 343 метра. Сдали туннель сравнительно недавно — в 2003 году. Правда строили его более 25 лет. По протяженности Северо-Муйский тоннель является пятым в мире и самым длинным в России. А по сложности условий строительства он совсем не имеет аналогов: подземные воды, вечная мерзлота, тектонические разломы и это далеко неполный список трудностей, с которыми столкнулись при строительстве.

В советское время имелись планы строительства «ответвления» от БАМа на Чукотский полуостров. И даже предполагалось проложить тоннель через Берингов пролив, чтобы соединить железнодорожную сеть СССР со стальными магистралями на Аляске.

В честь магистрали даже назвали астероид — №2031 БАМ. Он был открыт в Главном поясе астероидов 8 октября 1969 года астрономом Людмилой Черных из Крымской обсерватории.

Примерно 65 процентов трассы приходится на районы вечной мерзлоты. Поэтому прокладывать рельсы в таких условиях оказалось очень проблематичным. При нарушении почвенного покрова замерзший грунт начинал таять, делая невозможным движение поездов. К слову, об этом и многом другом рассказывала Военная приемка в одном из своих выпусков.

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями — им будет интересно, а нам приятно. Кстати, на нашем сайте есть еще много интересных фактов.